Пластилинография для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

18 сентября 2018


Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, в воспитании и обучении которых нужен особый подход. С ними требуется проводить много дополнительной работы, в том числе и психолого-педагогической. Индивидуальный подход – единственный правильный способ взаимодействия специалиста с таким ребенком.


Педагоги и психологи в последнее время уделяют большое внимание изобразительной деятельности, как инструменту для работы по развитию ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Таким инструментом является пластилинография, внедряемая в практику специалистов по психолого-педагогической реабилитации детей с ОВЗ.

Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется осуществление замысла.

Техника пластилинографии при обучении ребенка с ОВЗ

При занятии с пластилином для ребенка с ОВЗ очень важным моментом является возможность активно двигать пальцами, в результате чего начинает развиваться мелкая моторика, активизируются нервные окончания. Также пластилинография разнообразит обучение ребенка, добавляя в его занятия оригинальность, стимулируя творческое развитие.

Существуют следующие практики, применяемые на занятиях пластилинографией:

  1. Размазывание - самый упрощенный способ пластилинографии, доступный даже самому маленькому ребенку. Пластилин размазывается пальчиками по готовой гладкой основе.
  2. Раскатывание - возрастающий по сложности прием работы. Он требует определенных мышечных усилий, так как пластилин раскатывается прямыми движениями рук в виде цилиндра или круговыми движениями в виде шарика.
  3. Сплющивание и вытягивание - наиболее важные этапы в создании лепных картин. Они необходимы для изображения разных декоративно - прикладных форм, например, лепешки, сердечка, овала или вытянутого цилиндра, жгутика. Для этого сначала раскатывают шарик или колбаску, а потом сдавливают ладошками, пальчиками передавая различные изгибы, углубления или вытянутый кончик.

Как работать с пластилином?

Для занятий пластилинографией необходимо выбрать плотную бумагу и мягкий пластилин, который будет легко распределяться по поверхности.

В качестве основы для создания картины лучше всего подойдет лист картона или плотной акварельной бумаги. К такой поверхности пластилин хорошо прилипает.

При обучении ребенка техникам и практикам работы с пластилином взрослым следует постепенно повышать сложность заданий. Для первых творческих уроков подбирается несложный сюжет картины, с небольшим количеством мелких деталей. Сначала необходимо научить ребенка просто работать с пластилином: раскатывать, сплющивать, отщипывать, правильно наносить на бумагу и т.д.

С получением первоначальных навыков создания пластилиновой картины, ее сюжет можно усложнить, добавив мелкие детали. В процессе занятий взрослым необходимо показать ребенку, как при помощи зубочистки или пластмассового ножика на изображении создается рельеф.

Активно практикуясь, продвигаясь от простых к более сложным работам, ребенок вырабатывает навыки планирования и анализа.

Подводя итог, можно сделать вывод, что занятие пластилинографией с детьми, имеющими ограничения по состоянию здоровья, помогает улучшить у них навыки мелкой моторики, добиться согласованности движений пальцев рук. Таким способом у ребенка вырабатывается усидчивость, сосредоточенность и концентрация внимания. Кроме того, занятия пластилинографией способствует улучшению памяти и развитию фантазии у детей с ОВЗ.

Наш сайт использует файлы cookies* и сервис сбора технических данных его посетителей.
Продолжая использовать данный ресурс, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий. Подробнее о файлах cookies и об обработке ваших данных вы можете прочесть в Политике конфиденциальности
.

Ку́ки( англ cookie, буквально — печенье) — небольшой фрагмент данных, отправленный веб-сервером и хранимый на компьютере пользователя.